
Самое лучшее про Верону уже сказано лет сто назад Павлом Муратовым, лучше уже не скажешь - и остаётся лишь привести несколько отрывков из его книги "Образы Италии".
"... После странствий по городам Ломбардии <...> мы оказались в один летний вечер на улицах Вероны. Густая толпа заполняла via Mazzini, соединявшую пьяцца Эрбе с "Ареной". Закрытая для экипажей, блистающая огнями лавок, эта узкая улица, с полоской синего вечернего неба над головой, с отчётливо слышащимися в особенной тишине говором прохожих и шорохом их ног…
… Улицы и дома Вероны прекрасны, их стены богаты золотом и пурпуром старого камня, старой окраски, старых фресок, исполненных рукой веронского мастера чинквеченто, бессчётны, как ни в каком другом городе, балконы в этом городе Ромео и Джульетты. Дворцы Санмикели чередуются с хрупкими формами раннего Ренессанса, готические церкви подымают высоко свои огромные нефы, романские порталы покоятся на спинах химер, ломбардский кирпич сменяется венецианским мрамором...
... Целой человеческой жизни едва хватило бы, чтобы узнать прошлое Вероны! И целые года мог бы посвятить исследователь познанию веронских искусств, переходя в сети её старых улиц от дворца к дворцу, и от церкви к церкви, проведя часы в прохладе Дуомо или великой базилики Сан Дзено, вступая в торжественные гулкие готические нефы Санта Анастасия или Сан Фермо, ища бесчисленные рельефы, алтари, капеллы, надгробные монументы, интарсии и фрески... "
Ну а дальше у меня много-много картинок Вероны. В Вероне мы очутились майским полднем 2017-го года - постранствовав перед тем по городам Ломбардии и сделав изрядный крюк, чтобы увидеть Геную



Виа Мадзини, центральная торговая улица Вероны. "Закрытая для экипажей", блистающая огнями витрин и мрамором мостовой. Сотни прохожих, бесцельно идущих в разные стороны, шорох ног. Всё как и сто лет назад.


Четверть второго на часах башни Ламберти, самой высокой в городе. На вершину ведут 368 ступенек, оттуда открывается совершенно фантастический вид на черепичные крыши Вероны, реку Аидже, но мой личный рекорд - 60 ступеней - поэтому даже не пыталась подняться.

К счастью, в Вероне на каждом шагу можно увидеть что-то примечательное.



Синьоры, синьоры, котики, собачки, бамбини...

Марафон StraVerona - тут главное - участие:)












Бронзовый голубок у ног веронского поэта Барбарани

Площадь Эрбе - площадь Трав расположена на месте античного римского форума.





Са́нта Анаста́сия - самый большой готический храм Вероны.





И опять - via Мадзини.

Толчея на via Капелло. Капелло - вам что-то это напоминает? Сюда ещё вернёмся.


Кастельвеккьо - старый замок, стоящий на берегу реки Аидже. Скрывает в себе фрагменты городских стен времён древнего Рима.

Мост Скалигеров, построенный в шестнадцатом веке, взорванный немцами в 1945 и востановленный по фрагментам. Он связывает Кастельвекьо с противоположным берегом реки Адидже.

"... катит сквозь город Адидж свои стремительные волны. В Вероне удивляешься этой обильной водами могучей реке, такой малообыкновенной в Италии... " (П. Муратов)




Яркие фасады палаццо, обрамляющих самую большую площади Вероны - пьяццу Бра.

Вот она, грандиозная Арена ди Верона, по масштабам уступающая лишь Колизею в Риме и арене в Капуе. Ей почти две тысячи лет!
Самая большая открытая сценическая площадка в мире. Оперный фестиваль в Вероне один из самых престижных в Европе, проходит с середины июня до середины сентября и ежегодно собирает до 600 000 оперных зрителей? слушателей.
В вечер спектакля, с первыми тактами, 15 тысяч поклонников оперы по традиции зажигают свечи. Иногда случается дождь - и тогда спасти может только предусмотрительно захваченный с собой плащик. Бывает, что представление приходится даже прервать.
В недалёких планах - создание специальной выдвижной крыши, которая защитит присутствующих от непогоды
Фрагмент декорации к "Тоске" Пуччини. В разобранном виде декорации хранятся у стен Арены.

Памятник Виктору Эммануилу II, Отцу Отечества, первому королю объединенной Италии.



Раннее утро в Вероне
В завершение - всё же немного о Вероне Ромео и Джульетты.
Вернёмя на улицу Капелло

В Вероне история Ромео и Джульетты всегда считалась истинным происшествием.
Дом, называемый сегодня домом Джульетты, в давние времена принадлежал роду Даль Каппелло. Об этом напоминает высеченное в камне изображение шляпы (capello) - старинного герба этой семьи. Капелло - чем вам не Капуллети?)

Дому действительно около шестисот лет, он неоднократно менял хозяев, а в XIX веке здесь находился даже постоялый двор.
Будучи в Вероне, сюда заглянул Чарльз Диккенс. Непролазную грязь, гусей, пса, ломовые телеги - вот, что он увидел тогда во дворике.
В 1907 году изрядно уже обветшавший дом был выставлен на аукцион и выкуплен мэрией. В Вероне тогда задумались о создании музея, посвященного шекспировской пьесе. И только тридцать лет спустя вопросом занялись вплотную - после выхода первой озвученной экранизации "Ромео и Джульетты" режиссера Джорджа Кьюкора (1936 г.)
Дом отреставрировали и придали ему вид, достойный романтической истории. Кажется, тогда же появился тот самый балкон (картинка выше)
Легенду начали "продавать".
Прошло ещё лет тридцать - и в Вероне впомнили об обещании синьора Монтекки, данном синьору Капулетти (отцу Джульетты) в финале шекспировской пьесы:
Из золота ей статую воздвигну.
Пусть людям всем, пока стоит Верона,
Та статуя напоминает вновь
Джульетты бедной верность и любовь...
Вспомнили - и воплотили его в жизнь, только в бронзе. В 1972-м, во дворике Дома Джульетты появилась бронзовая Джульетта работы веронского скульптора Нерео Костантини.

"... Если ты из семьи Монтекки или Капуллети, тебе придется туго, как Ромео и Джульетте... "
Неудивительно, что три года спустя у Джульетты работы Нерео Константини в области груди появилась трещина, а на правой руке образовался излом. Джульетту заменили копией - но странные обычаи - они неистребимы
и всё это так грустно, и так печально, и так далеко от Шекспира


Буквально в двух шагах от дома Джульетты - предполагаемый дом Ромео. Он в частной собственности, и предложение муниципалитета выкупить здание хозяева отвергли. И это здорово!
В общем, чтобы не развеять очарования пленительных образов Ромео и Джульетты, вернувшись домой, пересмотрела легендарную экранизацию Фр. Дзефирелли.
И, любопытства ради, нашла киноверсию 1936 года.
А что до Вероны - Верона навсегда осталась ярким воспоминанием - с её живописной рекой, залитыми солнцем площадями, с её прохладными улочками, старинными церквами, бесчисленными фресками, длинными тенями от ставен, с утопающими в цветах балконами, с поющим щеглом на одном из них, со стаями стрижей над площадью Бра, с её майским марафоном, с пятнадцатью тысячами огоньков мобильных телефонов, зажженных в Арене. С её печальной повестью о вечной любви...
И хочется повторять, повторять нараспев:
… Улицы и дома Вероны прекрасны, их стены богаты золотом и пурпуром старого камня, старой окраски, старых фресок, исполненных рукой веронского мастера чинквеченто,
бессчётны, как ни в каком другом городе, балконы в этом городе Ромео и Джульетты.
Дворцы Санмикели чередуются с хрупкими формами раннего Ренессанса, готические церкви подымают высоко свои огромные нефы, романские порталы покоятся на спинах химер, ломбардский кирпич сменяется венецианским мрамором...